Бегуны vs пешеходы
Вскоре
зима, а это значит, что в ближайшее время улицы и парки засыплет снегом и
возможностей бегать станет значительно меньше. Не потому, что пропадет желание,
хотя и это бывает (холодно, на улице - исчезает вдохновение тренироваться).
Причина еще и в том, что уменьшится количество мест пригодных для бега.
Лесополосы, поля за городом, парки, небольшие школьные стадионы будут покрыты
снегом, а следовательно придется выходить на улицы и обочины дорог в поиске
мест для бега без снега и льда. И тогда усиливается, ведь она существует
постоянно, проблема взаимоотношений бегунов и пешеходов. Кто кому должен
уступить, как бежать, чтобы никто тебе не мешал и ты никого не толкнул, и так
далее?
Издание
theguardian.com, пишет, что только 20% бегунов бегают на стадионах и беговых
дорожках. Большинство бегает в таких местах, не приспособлены для этого, то
есть по улицам, паркам и других общих пространствах. Здесь нет ни правил, ни
какой-то предсказуемости - мы должны уметь взаимодействовать со всем, что
встречается на нашем пути. Это собаки, дети на самокатах, поврежденый асфальт, деревья, автомобили, очереди на автобусных
остановках и велосипедисты должны взаимодействовать между собой без каких-либо
правил, инструкций или маркировочных полос.
Наиболее
частой является взаимодействие бегуна с пешеходами. Эти встречи настолько
обыденны, что мы привыкли легко решать, кто и как должен двигаться. А как это
происходит с научной точки зрения? Взаимодействие между пешеходами и автомобилями,
или последними и велосипедистами научно исследована, а вот взаимодействие между
бегунами и пешеходами так подробно не исследовалась.
Поэтому
ученые из Плимутского университета собрали для этого две группы бегунов. Их
интервьюировали двумя способами, чтобы понять как по их мнению должно происходить движение бегунов и пешеходов в общем
пространстве, и как все происходит на самом деле.
Первая
группа после пробежки дала ответа на вопрос о взаимодействии с пешеходами. А
бегуны второй группы были снаряжены экшен камерами и их опросили при просмотре
отснятого видео. Такой подход показал интересное различие между их описанием
собственных действий и тем, как они на самом деле действовали.
Так,
некоторые бегуны считали, что ответственность за обеспечение успешного
взаимодействия должен нести бегун (через их скорость и статус меньшинства), а
другие решили, что это должны делать пешеходы (из-за того, что им легче
остановиться или изменить направление), но большинство бегунов приняли
дипломатическую позицию, утверждая, что это общая задача.
Такие
разные мнения о том, кто должен взять на себя ответственность, ставит вопрос о
том, что на самом деле происходит при встрече бегунов с пешеходами.
Исследования показали, что бегуны прибегают к различным действий в случае
возможного столкновения с пешеходами, но фактически их можно свести к трем
основным: изменение полосы движения на тротуаре, сход с тротуара или обход
пешехода.
Тактика
смены полосы движения на тротуаре предусматривает, что бегун и пешеход
разделяют определенную ответственность за взаимодействие и следовательно, равны
в иерархии мобильности. Здесь бегуны используют телесные движения для
обозначения своих намерений, но полагаются на пешеходов, чтобы те ответили
правильно.
Когда
ситуация осложняется, бегуны используют тактику перемещения. Это значит, что
бегун выходит за пределы тротуара и начинает бежать по дороге, чтобы избежать
пешеходов. Для некоторых это невозможно, учитывая существующий риск. Однако для
других, движение автомобилей более предсказуемым и простым для взаимодействия,
чем движение пешеходов.
И
наконец обход - действия бегунов, которые обеспечивают обход других людей и
предметов, часто в ответ на возникновение неожиданных препятствий или движения
других людей. В этом случае, как и при движении по проезжей части, бегун берет
на себя полную ответственность за свой маршрут.
Решение,
как действовать - перестроиться, сойти с тротуара или обходить препятствия во
время любой встречи, должны быть сделаны в одно мгновение. Просто бегуны
становятся ловкими в принятии быстрых и рассчитанных решений, чтобы
информировать пешеходов о том, какая тактика была бы лучшей, наиболее
целесообразной и правдоподобной в любой конкретной встречи. Такая настройка
также свидетельствует о разнице между мыслями и действиями, которые оказываются
во встречах между бегунами и пешеходами. Груз ответственности, как правило,
возлагается исключительно на бегунов. Бегуны чувствуют, что они принадлежат к
другому публичному пространству и нарушают иерархию, которая создана для пешеходов,
и поэтому именно они вынуждены чаще уступать пешеходам дорогу и менять свой
маршрут.
Итак, мы видим, что ситуация взаимодействия бегунов и пешеходов даже в развитых странах является проблемной. Какого-то однозначного решения вопроса не существует. И поэтому бегунам, которые находятся в меньшинстве придется подстраиваться под преобладающее пешеходное движение. Поэтому необходимо принять это, настроиться на позитив и тогда все преграды будут казаться несущественными. Если же Вам сейчас неприятно бегать по улицам, то стоит обратить внимание на беговые дорожки, стадионы, различные частные заведения, где есть возможность комфортно тренироваться. А весна не за горами, снег исчезнет и мы снова сможем вернуться к бегу в свои привычные места: парки, лесополосы, загородные просторы.
Итак, мы видим, что ситуация взаимодействия бегунов и пешеходов даже в развитых странах является проблемной. Какого-то однозначного решения вопроса не существует. И поэтому бегунам, которые находятся в меньшинстве придется подстраиваться под преобладающее пешеходное движение. Поэтому необходимо принять это, настроиться на позитив и тогда все преграды будут казаться несущественными. Если же Вам сейчас неприятно бегать по улицам, то стоит обратить внимание на беговые дорожки, стадионы, различные частные заведения, где есть возможность комфортно тренироваться. А весна не за горами, снег исчезнет и мы снова сможем вернуться к бегу в свои привычные места: парки, лесополосы, загородные просторы.
Комментарии
Отправить комментарий